Какие обращения не подлежат рассмотрению Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека?

1.    Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека (далее – Уполномоченный) не подлежат рассмотрению обращения:

  •  поданные позднее, чем через год после выявления нарушения прав и свобод человека и гражданина (при наличии исключительных обстоятельств этот срок может быть продлен Уполномоченным, но не более чем до двух лет);
  • которые рассматриваются судами (Уполномоченный останавливает уже начатое рассмотрение, если заинтересованное лицо подало иск, заявление или жалобу в суд. Однако Уполномоченный может рассматривать жалобы на действия или бездеятельность судей, нарушающих процедуру рассмотрения дела);
  • порядок рассмотрения которых установлен уголовно-процессуальным, гражданско-процессуальным, трудовым законодательством и законодательством о защите экономической конкуренции, а также законами Украины «О судоустройстве и статусе судей» и «О доступе к судебным решениям», Кодексом административного судопроизводства Украины;
  • без указания места проживания, не подписанные автором (авторами), а также такие, из которых невозможно установить авторство (такое обращение признается анонимным);
  • если решение вопросов, поднятых в обращении, не относится к компетенции Уполномоченного;
  • если рассмотрение обращения входит в компетенцию другого органа или лица (например, обращение о разъяснении решения суда, возбуждении уголовного дела);
  • если обжалуются  действия или бездеятельность частноправового лица, которое не выполняет публичные функции.


2.    Уполномоченный не рассматривает обращений и не предоставляет консультации:

  • относительно спора между частными лицами, кроме случаев, когда лицо является жертвой дискриминации;
  • по делам, в которых между теми же сторонами по тому же  предмету уже вступило в силу решения суда;

3.    Уполномоченный не рассматривает повторные обращения от одного и того же гражданина по одному и тому же вопросу, если первое решено по сути.


4.    Уполномоченный не рассматривает непосредственное обращение лиц, признанных судом недееспособными.


5.    Уполномоченный не может рассматривать направленные по электронному адресу обращения, которые посланы в виде приложения к электронному письму. В таком случае заявителю необходимо будет явиться в Секретариат Уполномоченному и подписать такое обращение.


6.    Уполномоченный не пересматривает законность и обоснованность процессуальных решений прокуроров и органов досудебного расследования. Однако рассматривает жалобы на действия прокуроров и органов досудебного расследования, которые нарушают права и свободы человека и подведомственны Уполномоченному.


7.    Уполномоченный не пересматривает законность и обоснованность судебных решений, не отменяет и не изменяет их.


8.    Уполномоченный прекращает рассмотрение, если лицо отказывается принять меры, на которые было указано Уполномоченным.

В случае, если обращение не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения органом или должностным лицом, оно возвращается гражданину с соответствующими разъяснениями. Это не препятствует лицу после устранения недостатков повторно обратиться к Уполномоченному.
Представление гражданином обращения, которое содержит клевету и обиды, дискредитацию органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан и их должностных лиц, руководителей и других должностных лиц, призывы к разжиганию национальной, расовой, религиозной розни  и другим действиям, влечет за собой ответственность, предусмотренную действующим законодательством.