Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека — украинская модель омбудсмена

Исторический опыт государств был в значительной мере учтен при введении института омбудсмена в Украине. В Конституции Украины (ст. 101) предусмотрено создание нового конституционного органа — Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека для осуществления парламентского контроля за соблюдением конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Ст. 55 Конституции нашей страны провозглашает право любого обращаться к Уполномоченному по правам человека за защитой своих прав. Включение этой нормы в статью Конституции, которая предусматривает основные правовые механизмы защиты прав и свобод человека, свидетельствует о конституционном значении деятельности Уполномоченного по контролю за соблюдением прав и свобод человека в Украине. Уполномоченный по правам человека является неотъемлемым элементом конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина, которая включает в себя в первую очередь систему судов Украины, Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека, международные суды и иные органы, членом или участницей которых является Украина.

При разработке украинской модели Уполномоченного по правам человека учитывались национальные правовые и культурные традиции, особенности системы государственной власти в Украине, а также опыт функционирования института омбудсмена в других странах, в частности скандинавских, а также в тех, которые стали на путь реформ: в Польше, Венгрии, России.

Конституция Украины, принятый на ее основе 23 декабря 1997 г. Закон Украины “Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека” предусматривают создание “сильной” модели омбудсмена, которая характеризуется такими особенностями: — высоким конституционным статусом Уполномоченного по правам человека, который закреплен в ст. 55, 85, 101 Конституции Украины; независимостью Уполномоченного от любого органа государственной власти или органа местного самоуправления, их должностных лиц; введением единой модели омбудсмена на национальном уровне; широкой юрисдикцией Уполномоченного, которая распространяется как на органы государственной власти, включая суды, так и на органы местного самоуправления и их должностных лиц; значительными полномочиями относительно проведения производств и проверок, в том числе по собственной инициативе, для выявления случаев нарушений прав человека и осуществления постоянного мониторинга за состоянием соблюдения прав и свобод человека;правом инициировать обязательные для рассмотрения представления с изложением рекомендаций относительно устранения выявленных нарушений прав и свобод человека органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организаций независимо от форм собственности, их должностными и служебными лицами; — возможностью непосредственного обращения к Уполномоченному широких слоев населения; гибкостью и не формальностью процедуры, свободой действий в возбуждении производства по тому или иному делу и др.

Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека является классическим образцом парламентского омбудсмена, поскольку избирается на должность Верховной Радой Украины (ст. 5 закона) путем тайного голосования, что обеспечивает ему высокий статус, легитимность, а также служит гарантией независимости от всех ветвей государственной власти, включая законодательную. В связи с этим важно, что срок пребывания на должности Уполномоченного по правам человека не совпадает со сроком полномочий парламента Украины (ст. 5 закона).

Конституцией и законом предусмотрено введение единой модели Уполномоченного по правам человека в границах государства, что в условиях переходного периода страны, как свидетельствует опыт, является оптимальной дополнительной гарантией его высокого статуса. В то же время законом предусмотрено право Уполномоченного на введение института своих представителей по территориальному или функциональному признаку в пределах средств, выделенных Верховной Радой Украины.

Кроме того, Уполномоченный наделен дополнительными гарантиями независимости,среди которых — запрет вмешательства в деятельность Уполномоченного со стороны органов государственной власти, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, их должностных лиц, в том числе запрет требовать от Уполномоченного объяснений по сути дел, которые находились или находятся в его производстве (ст. 20 закона).

Полномочия Уполномоченного не могут быть прекращены, ограничены в случае окончания срока полномочий Верховной Рады Украины или ее роспуска (самороспуска), введения военного или чрезвычайного положения в Украине или отдельных местностях (ст. 4 закона).

В Законе Украины об Уполномоченном также четко определен ограниченный перечень оснований, по которым могут быть прекращены его полномочия или он может быть снят с должности (ст. 9).

Во время осуществления своих должностных обязанностей Уполномоченный не может без согласия Верховной Рады привлекаться к уголовной ответственности, подвергаться мерам административного взыскания, которые накладываются в судебном порядке, задерживаться, арестовываться, подвергаться обыску, а также личному осмотру. Уголовное дело против Уполномоченного может быть возбуждено только Генеральным прокурором Украины (ст. 20 закона).

Важной гарантией независимости при осуществлении Уполномоченным по правам человека своих функций является его финансовая самостоятельность. Финансирование деятельности Уполномоченного по правам человека осуществляется из Государственного бюджета Украины и ежегодно предусматривается в нем отдельной строкой. Уполномоченный по правам человека разрабатывает, представляет на утверждение Верховной Рады Украины и исполняет смету своих затрат (ст. 12 закона).

Сфера компетенции украинского Омбудсмена

Сфера компетенции украинского омбудсмена является довольно широкой.Поскольку в законе нет ни единого исключения относительно распространения юрисдикции Уполномоченного на конкретных должностных лиц, предметом его контроля является деятельность всех должностных и служебных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления. Подпадает под юрисдикцию Уполномоченного и деятельность судей.

Безусловно, суды в своей деятельности являются независимыми и во время осуществления своих функций не могут подвергаться никакому влиянию. В своей деятельности они подчиняются лишь закону. Поэтому контрольные функции Уполномоченного относительно деятельности судей касаются не сути судебных решений, а связаны, в частности, с нарушением сроков рассмотрения дел в судах, несоблюдением процессуальных норм. Сфера компетенции Уполномоченного распространяется также на других лиц, которые в том или ином объеме выполняют государственно- властные функции.

Уполномоченный проводит производство на основании: обращений граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства или их представителей; обращений народных депутатов Украины или по собственной инициативе. При этом законом установлено, что такие обращения должны подаваться Уполномоченному на протяжении года с момента выявления нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Для выполнения предусмотренных законом функций Уполномоченный наделен широким комплексом прав, а именно: — безотлагательного приема Президентом Украины, Председателем Верховной Рады, Премьер-министром, председателями Конституционного, Верховного и высших специализированных судов Украины, Генеральным прокурором Украины, руководителями других государственных органов, органов местного самоуправления, объединений граждан, предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, их должностными и служебными лицами; — беспрепятственно посещать любые органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, в том числе места содержания задержанных, учреждения пенитенциарной системы, психиатрические больницы, опрашивать лиц, которые там находятся, и получать информацию об условиях их содержания; — приглашать должностных и служебных лиц, граждан Украины, иностранцев, лиц без гражданства для получения от них устных или письменных объяснений относительно обстоятельств, которые проверяются по делу; — знакомиться с документами, в том числе секретными, в органах государственной власти, органах местного самоуправления, объединениях граждан, на предприятиях, в учреждениях, организациях, органах прокуратуры, включая дела, которые находятся в судах; — присутствовать на заседаниях судов всех инстанций, в том числе на закрытых судебных заседаниях, при условии согласия субъекта права, в интересах которого судебное разбирательство объявляется закрытым, лично или через своего представителя принимать участие в судебном процессе в случаях и порядке, установленных законом, а также обращаться в суд с заявлениями о защите прав и свобод человека и гражданина, которые по состоянию здоровья или по иной причине не могут этого сделать самостоятельно (ст. 13 закона).

Осуществив производство, Уполномоченный имеет право направлять в соответствующие органы акты реагирования Уполномоченного в случае выявления нарушений прав и свобод человека для принятия этими органами мер в месячный срок. К таким актам реагирования относятся: — представление Уполномоченного согласно ст. 15 Закона Украины “Об Уполномоченном Верховной Рады Украины” органам государственной власти, органам местного самоуправления, объединениям граждан, предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности, их должностным и служебным лицам относительно устранения выявленных нарушений прав и свобод человека и гражданина; - конституционные представления Уполномоченного — акты реагирования в Конституционный Суд Украины относительно решения вопроса о соответствии Конституции Украины (конституционности) закона Украины или другого правового акта Верховной Рады Украины, акта Президента Украины или Кабинета Министров Украины, правового акта Автономной Республики Крым; официального толкования Конституции Украины и законов Украины согласно ст. 13, 15 Закона Украины “Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека” и ст. 40, 41 Закона Украины “О Конституционном Суде Украины”; — особым видом представления согласно ст. 30, 38 Закона Украины “О Высшем совете юстиции” является представление Уполномоченного Высшему совету юстиции о снятии судьи с должности или возбуждении дисциплинарного производства в отношении судей Верховного Суда Украины и высших специализированных судов.

Особенность статуса Уполномоченного по правам человека заключается в том, что он не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти, а является органом suigeneris, особого рода, с уникальным статусом. Реализация его мандата в условиях современной Украины усложняется тем, что он не вписывается в традиционно существующую систему власти. Поэтому неизбежным на этапе его становления является поиск оптимальных механизмов взаимодействия с властными структурами, одновременно с сохранением своего независимого статуса.

Основные принципы взаимодействия Уполномоченного по правам человека с другими органами заключаются в том, что его деятельность не требует пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека. Уполномоченный действует присущими лишь ему средствами и методами, а. рекомендательный характер его обращений не преуменьшает возможности его влияния на восстановление нарушенных прав и свобод, что возможно при условии высокого уровня правовой культуры соответствующих должностных лиц.

Кроме функции непосредственного рассмотрения обращений о нарушении прав человека, которые поступают к Уполномоченному, модель украинского омбудсмена предусматривает также проведение мониторингов за соблюдением и защитой прав и свобод человека и гражданина в Украине органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями независимо от форм собственности и их должностными и служебными лицами, которые своими действиями (бездействием) нарушали права и свободы человека и гражданина. Результаты таких мониторингов и комплексная оценка состояния соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Украине представляются Верховной Раде Украины в виде ежегодных докладов о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина в Украине согласно п. 17 ст. 85 Конституции Украины и ст. 18 Закона “Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека”. В докладе должны быть представлены также выявленные Уполномоченным недостатки в законодательстве относительно защиты прав и свобод человека и гражданина, то есть фактически на Уполномоченного возлагается обязанность осуществлять экспертизу законодательства в этой сфере.

Действующее законодательство устанавливает определенные обязательные требования к содержанию ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека. Так, согласно части второй ст. 18 Закона Украины “Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека” ежегодный доклад должен содержать ссылки на случаи нарушений прав и свобод человека и гражданина, по которым Уполномоченным были приняты соответствующие меры, на результаты проверок, которые осуществлялись на протяжении года, выводы и рекомендации, направленные на улучшение состояния обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Кроме ежегодного доклада, в случае необходимости, Уполномоченный может представить Верховной Раде Украины специальный докладпо отдельным вопросам соблюдения в Украине прав и свобод человека и гражданина.

По ежегодному и специальному (специальным) докладам Уполномоченного Верховная Рада принимает постановление.

Ежегодные и специальные доклады вместе с постановлением Верховной Рады Украины публикуются в официальных изданиях Верховной Рады Украины.

Кроме того, по закону Уполномоченный имеет право принимать участие в процессе подготовки докладов по правам человека, которые представляются Украиной в международные организации в соответствии с действующими международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины (ст. 19 закона). Это право расширяет легальные возможности Уполномоченного осуществлять контроль за соблюдением Украиной международно-правовых обязательств в сфере прав человека, а также влиять на процесс приведения Украиной национального законодательства в соответствие с нормами и принципами международного права. Это может содействовать большей открытости той информации, какую правительство представляет в международные конвенционные органы.

Следует также указать, что вся деятельность Уполномоченного по правам человека направлена на реализацию еще одной важной задачи, возложенной на Уполномоченного в рамках осуществления им парламентского контроля, — это содействие повышению уровня правовой осведомленности населения Украины (п.7 ст. 3 закона). Ведь лишь изменяя правовое сознание и культуру общества в целом и отдельных его членов, можно обеспечить реальное утверждение новой системы ценностей, которая базировалась бы на принципах демократии, верховенства права и уважения к правам человека.

Реализуя эту функцию, Уполномоченный применяет разные средства, в частности, осуществляет постоянное информирование о результатах своей деятельности через печатные СМИ, радио, телевидение, распространяет разнообразную информацию познавательно-правового характера, а также предоставляет разъяснение заявителям по конкретным вопросам.

Значительные усилия в этом направлении Уполномоченный по правам человека направляет на распространение знаний о международных стандартах в области прав человека, которые являются неотъемлемой частью украинского законодательства.

Всесторонне содействуя их распространению, Уполномоченный тем самим закладывает устои нового правосознания не только рядовых граждан, но и представителей органов государственной власти Украины, создает предпосылки для широкого применения международно-правовых норм в национальной правовой системе.

Любая модель омбудсмена базируется на высоком авторитете личности самого омбудсмена. Особенность украинской модели, кроме того, заключается в том, что на Уполномоченного возлагается обязанность в своей независимой и непредубежденной деятельности в интересах человека и гражданина руководствоватьсяКонституцией Украины, законами Украины, а также законами справедливости и собственной совестью (ст. 7 закона).

На этом акцентировалось в присяге, которую приняла первый Уполномоченный по правам человека 14 апреля 1998 г. На практике это означает, что Уполномоченный в своей деятельности постоянно может руководствоваться как принципом верховенства права, так и принципом верховенства прав человека, а также может предлагать модели правового и морального поведения, которые бы опережали действующее в стране законодательство.

Украинский омбудсмен наделен полномочиями и компетенцией подобно большинству омбудсменов мира. Тем не менее некоторые омбудсмены имеют значительно более широкие полномочия.

Уже упоминалось, что речник гражданских прав Республики Польша может выступать в административном и гражданском процессе на правах прокурора, а омбудсмен Швеции — начинать уголовное дело против любого должностного лица в пределах своей юрисдикции, если, по его мнению, для этого есть веские основания. Уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека такими полномочиями не наделен. Однако, как свидетельствует первый опыт работы, необходимость в этом назрела. Особенно ощутимыми являются неурегулированность статуса Уполномоченного в криминальном и гражданском процессах и отсутствие права внесения кассационного протеста на решение суда в тех случаях, если, по мнению Уполномоченного, имели место нарушения законодательства при рассмотрении того или иного дела.

Все это дает основания утверждать, что “сильная” модель украинского омбудсмена, заложенная в законе об Уполномоченном, может быть подкреплена рядом процессуальных норм в соответствующих кодексах и законах.

Для решения этого вопроса на выполнение заключительных положений Закона “Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека” Кабинет Министров Украины должен был представить на рассмотрение Верховной Рады Украины до 1 февраля 1998 г. предложения относительно приведения законодательных актов Украины в соответствие с Законом Украины “Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека” и привести решение правительства Украины в соответствие с этим законом, а также обеспечить пересмотр и отмену министерствами и другими органами исполнительной власти Украины нормативных актов, которые противоречат этому закону. Тем не менее только после инициирования данного вопроса Уполномоченным по правам человека правительство поручило Министерству юстиции Украины разработать проект Закона Украины “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Закона Украины “Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека””. В совместно подготовленном проекте закона предлагается внести изменения и дополнения к ряду законов Украины преимущественно относительно процессуальных норм действующего законодательства, которые предоставляли бы право Уполномоченному защищать права человека в гражданском, административном, криминальном процессах, в пенитенциарных учреждениях и т.п. Уполномоченный надеется на понимание и поддержку со стороны народных депутатов Украины во время рассмотрения проекта закона, нормы которого направлены прежде всего на более эффективную защиту прав и свобод человека в Украине.

Становление и утверждение института Уполномоченного по правам человека

14 апреля в 1998 г. Верховная Рада Украины избрала первого в истории Украины Уполномоченного по правам человека – Нину Ивановну Карпачеву. В 2003 и 2007 гг. Н. И. Карпачева опять получила кредит доверия и была переизбрана Верховной Радой Украины на эту должность.

24 апреля в 2012 г. Верховная Рада Украины избрала второго в истории Украины Уполномоченного по правам человека – Валерию Владимировну Лутковскую.

Становление и утверждение институции Уполномоченного по правам человека происходило в Украине в условиях отсутствия его должной поддержки со стороны органов государственной власти Украины, которые в соответствии с действующим законодательством обязаны обеспечивать надлежащие условия деятельности этого института. Несмотря на это, Омбудсмен Украины с первых дней своей работы стремилась помочь всем, кто к ней обращался и нуждался в защите своих нарушенных прав.

Процедура обращения к Уполномоченному по правам человека максимально демократична и доступна: любой человек может обратиться письменно, на личном приёме в общественной приёмной Уполномоченного, по телефонам горячей линии, работающей в круглосуточном режиме, электронной почтой. С начала деятельности к Уполномоченному по правам человека обратилось более 1,1 млн человек. В каждом втором обращении сообщается о нарушениях гражданских прав, в частности – о судебной волоките, нарушении права на судебную защиту, ненадлежащем исполнении судебных решений и условиях содержания арестованных. Каждое третье заявление касается нарушений социально-экономических прав граждан: несвоевременной выплаты заработной платы, незаконного увольнения с работы, нарушений права на социальную защиту, здравоохранение, медицинскую помощь, жилье и землю. Свыше 13% обращений – о нарушениях личных прав, в частности – применении насилия и пыток правоохранительными органами.

Омбудсмен осуществляет мониторинг соблюдения прав и свобод человека, результаты которого – комплексная оценка, а также рекомендации органам власти, в соответствии с пунктом 15 ст. 85 Конституции Украины представляются Верховной Раде Украины в виде ежегодных докладов Уполномоченного по правам человека.

В зависимости от ситуации с соблюдением конституционных прав и свобод в стране, Омбудсмен Украины определяет приоритетные направления своей деятельности. Одним из таких приоритетов является преодоление бедности, грубо нарушающей право человека на достойную жизнь. Омбудсмен в 2000 г. первой в стране публично заявила о том, что борьба с бедностью должна быть приоритетом для всех органов власти, потому что бедность делает невозможной реализацию большинства конституционных прав человека. Своей настойчивой позицией фактически заставила власть не только признать наличие этой серьезной проблемы в Украине, но и искать пути ее преодоления, вырабатывая при этом  правительственную программу.

В своём первом представлении новоизбранному Президенту Украины В. Ф. Януковичу 24 марта 2010 г. она предложила принять новую Стратегию преодоления бедности в Украине, которая должна базироваться на уменьшении катастрофического разрыва доходов между бедными и богатыми, обеспечении права каждого на более справедливый доступ к национальным ресурсам.

Невозможность обеспечить себе честным трудом достойную жизнь на Родине заставляет миллионы украинцев искать лучшей судьбы за пределами страны. В апреле 2003 г. на пленарном заседании Верховной Рады Украины Уполномоченный представила свой Специальный доклад "Состояние соблюдения и защиты прав и свобод граждан Украины за границей". Доклад стал обобщенным актом реагирования Омбудсмена на многочисленные факты нарушений прав граждан Украины во время их пребывания за границей. Он содержит не только комплексный анализ этой проблемы, но также рекомендации и предложения, реализация которых должна способствовать усилению защиты прав граждан Украины за рубежом, а также формированию долгосрочной государственной политики в сфере миграционных отношений с учетом перспектив глобального мирового развития, интересов Украины и ее граждан. На представление этого документа отреагировали высшие должностные лица государства, Кабинет Министров Украины утвердил мероприятия по выполнению рекомендаций этого Специального доклада.

С целью усиления защиты прав граждан Омбудсменом Украины были подписаны соглашения о сотрудничестве в области защиты прав человека с омбудсменами России, Казахстана, Польши, Азербайджана, Киргизии, Испании, Португалии, Франции, Аргентины.

Уполномоченный по правам человека постоянно привлекает внимание власти и общества к вопросам защиты свободы слова в стране, поскольку, как и раньше, украинские журналисты очень часто страдают от преследований и насильственных действий. Начав с сентября 2000 г. производство по делу об исчезновении журналиста Георгия Гонгадзе, Уполномоченный впервые в практике украинского судопроизводства выступила как участник судебного процесса и защитила право матери журналиста Леси Гонгадзе быть признанной потерпевшей стороной по уголовному делу. Позиция Омбудсмена Украины по этому делу остается неизменной: «Пока не будут привлечены к суду все заказчики преступления против Георгия Гонгадзе, дело нельзя считать закрытым».

Одной из чрезвычайно болезненных проблем в Украине является нарушение права на справедливый суд. За годы существования института Омбудсмена поступило свыше 100 тыс. обращений о нарушении прав граждан на судебную защиту. В них люди жалуются, прежде всего, на нарушение права на своевременное и надлежащее рассмотрение дела судом,  несправедливость судебных решений и ненадлежащее их выполнение.

По мнению Омбудсмена Украины, без последовательного проведения комплексной судебной реформы трудно надеяться на кардинальное улучшение состояния соблюдения прав человека. Свое видение путей реформирования судебной системы Уполномоченный по правам человека представляет в ежегодных и специальных докладах, выступлениях на парламентских слушаниях по вопросам правосудия, съездах судей Украины.

Конкретные шаги в этом важном вопросе начали реализовываться в 2010 г. Указом Президента Украины была создана Рабочая группа по вопросам судебной реформы, в состав которой вошла и Уполномоченный по правам человека. Наработки этой группы, в том числе и предложения Омбудсмена, стали основой для принятого в июле 2010-го Верховной Радой фундаментального для судопроизводства Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Однако, по мнению Омбудсмена Украины, это только начало судебной реформы. Остаётся ещё много проблем, которые требуют своего безотлагательного решения.

К сожалению, в Украине не искоренена позорная практика применения насилия и пыток сотрудниками правоохранительных органов.    С момента своего создания институт Омбудсмена занимает жесткую и последовательную позицию по борьбе с этим позорным явлением. В 2000 г., бросив вызов всей правоохранительной системе, Омбудсмен выступила с судебным иском к Службе безопасности Украины и органам прокуратуры в интересах родителей-инвалидов 26-летнего рабочего Юрия Мозолы, замученного до смерти в изоляторе СБУ на Львовщине, на  которого стражи правопорядка хотели «списать» все убийства серийного маньяка Оноприенко, убившего 53 человека. По решению Франковского районного суда г. Львова родителям погибшего было возмещено 130 тыс. гривен морального ущерба.

По предложению Уполномоченного по правам человека 21 июля 2006 г. Украина ратифицировала Факультативный протокол к Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Омбудсмен настойчиво требует от власти выполнения одного из главных положений Факультативного протокола о создании Национального превентивного механизма по предотвращению пыток как государственного органа со специальным статусом.

Уполномоченный по правам человека осуществляет системный мониторинг состояния соблюдения прав человека в местах изоляции от общества, в первую очередь, используя такой действенный инструмент, как «визиты без предупреждения». Именно Омбудсмен Украины придала этому вопросу публичности, привлекая к таким проверкам СМИ. Вместе со специалистами Секретариата Уполномоченный отработала в местах лишения свободы за годы существования института Омбудсмена в общей сложности более двух с половиной лет. Только в начале 2011 г. во время личного приема Уполномоченным по правам человека в Киевском СИЗО было принято свыше 300 заключенных.

Впервые в Украине усилиями Омбудсмена создан Национальный координационный совет по предотвращению торговли людьми, в Уголовный Кодекс Украины внесены изменения, предусматривающие уголовную ответственность за торговлю людьми.

В соответствии с Законом Украины „О демократическом гражданском контроле над Военной организацией и правоохранительными органами государства” Уполномоченный по правам человека как субъект такого контроля, осуществляет системный мониторинг за соблюдением прав военнослужащих на жизнь и здоровье, защиту чести и достоинства, личную неприкосновенность и безопасность, а также принимает меры по их предотвращению и восстановлению.

Одним из приоритетов деятельности Уполномоченного по правам человека является защита прав детей. Только за последние три года к Омбудсману поступили индивидуальные и коллективные обращения за подписями свыше 7,5 тысячи детей. Для работы с такими обращениями в Секретариате Уполномоченного создан отдел защиты прав ребенка, также в каждом подразделении Секретариата один из специалистов занимается рассмотрением обращений по правам детей. С 2010 г. Омбудсменом Украины учреждена должность Представителя Уполномоченного по правам человека по вопросам защиты прав ребенка, равноправия и не дискриминации. В декабре 2010 года к 20-летию ратификации Украиной Конвенции ООН о правах ребенка Верховной Раде Украины был представлен Специальный доклад Уполномоченного по правам человека “Состояние соблюдения и защиты прав ребенка в Украине”, который размещен на сайте ООН: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/HRC/16/NI/5.

В соответствии со ст. 17 Закона Украины "Об Уполномоченном Верховной Рады Украины по правам человека" Омбудсмен наделён полномочиями открывать производства по делам о нарушении прав и свобод человека, с целью – выяснить, имело ли место нарушение в каждом конкретном случае, какой государственный орган или должностное лицо должны отвечать за нарушение прав, а также принять предусмотренные законом меры, с целью восстановления нарушенных прав и свобод человека и недопущения таких нарушений в будущем. Многие производства, которые открываются Омбудсманом Украины, получают широкий резонанс в обществе. Среди них – производства о защите прав шахтеров на своевременную выплату заработной платы, надлежащие условия труда и технику безопасности, Уполномоченный по правам человека лично работала в составе правительственных комиссий на краснодонской шахте им. Баракова (Луганская область) в марте 2000 г., когда в результате взрыва погибли  80 шахтёров, а также на «Шахте им. Засядько» в г. Донецке в ноябре-декабре  2007-го, где во время аварии погибли 106 шахтёров и горноспасателей. По результатам этой работы Омбудсмен направила Премьер-министру Украины соответствующие представления, в которых, в частности был предложен комплекс мероприятий для предотвращения нарушении конституционных прав работников угольной отрасли на жизнь, безопасные условия труда и социальную защиту. Большинство предложений Омбудсмена учитывались Правительствами страны при принятии решений.

С самого начала создания института Уполномоченного по правам человека одним из приоритетных направлений в его работе стала защита прав украинских моряков, работающих преимущественно на судах под флагами других государств. В 1998 г. – защита прав моряков с судна "Дубай Валюр", которые были захвачены в качестве заложников у берегов Нигерии, экипаж судна "Глобал скай", подвергшихся вооружённому нападению в Египте. В 2007–2010 гг. осуществлялись производства Уполномоченного по защите прав моряков более чем 50 суден, в частности, "Леманн Тимбер", "Капитан Стефанос", "Фаина", "Салданха", "Сил Тайд", "Ариана", "Маласпина Касл", "Марафон" и ряда других, которые были взяты в плен пиратами или арестовывались в иностранных портах.

Много усилий потребовалось Уполномоченному по правам человека и сотрудникам Секретариата Омбудсмена Украины, чтобы восстановить справедливость и защитить права потерпевших по таким сложнейшим делам, как, например, гибель председателя Украинского комитета “Хельсинки–90” Юрия Мурашова (производство по делу длилось с 2005 по 2009 год); грубое нарушение права собственности на землю и доведение до самоубийства матери-одиночки из г. Алушты Автономной Республике Крым Натальи Кобелевой (производство началось в 2006 году и продолжается по настоящее время); защита права на жизнь и возвращение на Родину гражданки Украины Виктории Мамонтовой,   относительно которой судом Королевства Таиланд был вынесен смертный приговор  (производство продолжалось девять лет).

Только в течение 2010 г. было направлено 146 представлений Уполномоченного по правам человека. В частности, 20 представлений по актуальным проблемам защиты прав человека внесено Президенту Украины; 9 – Премьер-министру Украины, в том числе, об обеспечении конституционного права человека на судебную защиту; прав женщин на труд в государственных органах исполнительной власти и управления; защиты прав лиц, уволенных с воинской службы, на надлежащее пенсионное обеспечение; прав граждан Украины, выехавших на постоянное жительство за границу; Министру внутренних дел Украины лично направлены представления Уполномоченного по правам человека, в отношении вопросов защиты прав лиц, подвергнутых административному аресту; защиты конституционных прав участников мирных собраний; восстановления трудовых прав сотрудников МВД и т.п.

В соответствии с Конституцией Украины (ст. 150) Уполномоченному по правам человека также дано право на конституционное представление – акт реагирования, направляемый в Конституционный Суд Украины для решения вопроса о соответствии Конституции Украины (конституционности) закона Украины или другого правового акта Верховной Рады Украины, акта Президента Украины, Кабинета Министров Украины, правового акта Автономной Республики Крым, а также официального толкования Конституции и законов Украины.

На основании представления Омбудсмена о не конституционности статей 7 и 8 Закона Украины “О государственных гарантиях восстановления сбережений граждан Украины” Конституционным Судом Украины было признано право собственности миллионов граждан Украины на свои вклады в бывшем Сбербанке СССР. По конституционному представлению о конституционности ст. 11 и 16 Закона Украины “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” защищены права граждан Украины на объединение в ассоциацию. Принятые Конституционным Судом решения по представлению о конституционности третьего, четвертого, пятого абзацев ст. 2483 Гражданского процессуального кодекса Украины относительно жалоб на решение и действия, не подведомственные судам, позволили наконец-то реализовать гражданам своё конституционное право на обращение в суд с жалобами на неправомерные действия или бездеятельность должностных лиц органов дознания, досудебного следствия, прокуратуры, представителей судебной власти.

В декабре 2009 г. Уполномоченным по правам человека было направлено конституционное представление о соответствии Конституции Украины (конституционности) абзаца восьмого пункта 5 части первой ст. 11 Закона Украины „О милиции“, по которому стражам правопорядка предоставлялось право задерживать и содержать  до 30 суток в специальных помещениях лиц, подозреваемых в занятии бродяжничеством.  29 июня 2010 г. Конституционный Суд Украины согласился с позицией Омбудсмена и принял решение о несоответствии Конституции Украины отмеченных положений Закона Украины „О милиции“. Таким образом, был сделан важный шаг для приведения национального законодательства к международным стандартам по правам человека.

Ключевыми направлениями многогранной деятельности Омбудсмена Украины является  продвижение международных стандартов в сфере прав и свобод человека, содействие ратификации международных договоров и их имплементации в национальное Законодательство Украины.

По представлению Уполномоченного по правам человека Украиной ратифицирован целый ряд международных конвенций в сфере защиты прав человека: в частности Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности и Протокол о предотвращении и прекращении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, а также наказание за нее 2000 года; Конвенция ООН о защите прав беженцев; Европейская конвенция о правовом статусе трудящихся-мигрантов 1977 года; Конвенция ООН по морскому праву 1982 года; Конвенция ООН о защите прав инвалидов 2006 года и многие другие.

10 декабря 2008 г., в день 60-летия Всеобщей декларации прав человека, Омбудсмен Украины представила Верховной Раде Украины  Специальный доклад “Состояние соблюдения Украиной международных стандартов в области прав и свобод человека”. В нем приведены результаты мониторинга состояния соблюдения Украиной международных стандартов. Эти данные базировались прежде всего на замечаниях и рекомендациях конвенционных органов ООН по итогам рассмотрения  докладов Украины за все  годы независимости. К документу также были приложены замечания и рекомендаций всех конвенционных органов ООН. Через два года, в ноябре 2010 г., Кабинет Министров Украины подробно проинформировал Уполномоченного по правам человека о выполнении рекомендации этого Специального доклада. Доклад размещён на сайте ООН: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/HRC/13/NI/1.

22 октября 2010 г. Уполномоченный по правам человека  представила Верховной Раде Украины Специальный доклад “Состояние соблюдения Украиной европейских стандартов по правам и свободам человека”, посвященный 60-летию Конвенции о защите прав человека и основных свобод.Общество впервые было ознакомлено с комплексным анализом выполнения обязательств в области  прав человека, взятых при вступлении Украины в Совет Европы.

Последовательно защищая права национальных меньшинств, Уполномоченный по правам человека провела в шести регионах Украины вместе с Верховным комиссаром ОБСЕ по делам национальных меньшинств мониторинг соблюдения прав национальных меньшинств в нашей стране. Информационно-аналитические материалы этого совместного проекта были использованы при подготовке Специального доклада Омбудсмена о состоянии соблюдения и защиты прав национальных меньшинств в Украине.

Полномочия и деятельность Омбудсмена Украины полностью отвечают утвержденным Резолюцией 48/134 Генеральной Ассамблеи ООН 20 декабря 1993 г. Парижским Принципам, в отношении статуса национальных институтов, занимающихся поощрением и защитой прав человека. Прежде всего, речь идёт о независимости, открытости деятельности, а также беспристрастной позиции при отстаивании  и защите  прав и свобод человека.

Поэтому в марте 2009 г. решением Бюро Международного координационного комитета национальных институций по продвижению и защите прав человека при ООН Омбудсмену Украины был предоставлен наивысший аккредитационный статус "А", который дает право, в частности, принимать непосредственное участие в заседаниях Совета ООН по правам человека и выступать по обсуждаемым вопросам.

Опыт деятельности Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека свидетельствует: с появлением этого института в стране начались позитивные изменения в отношении к правам и свободам человека, люди уже не чувствует себя одинокими в борьбе за своё человеческое достоинство, им есть к кому обратиться со своими болями, проблемами.

Сегодня институт Омбудсмена Украины занимает важное место в системе конституционных государственных органов, являясь независимым и необходимым правовым институтом в национальной системе защиты прав человека.